Услуги

Новости :: Интервью CNews c заместителем министра экономического развития РФ Саввой Шиповым

20.10.2017

Представляем Вашему вниманию отрывок из интервью CNews c заместителем министра экономического развития РФ Саввой Шиповым:

CNews: Межведомственное функционирование в рамках МФЦ не раз признавалось эффективным – ведомства отчитываются о том, что услуг по принципу «одного окна» стало больше. Формально заявители получают услуги в «одном окне», однако электронного взаимодействия между ведомствами на самом деле нет. Интеграция систем через сервисы реализована не во всех случаях. Иногда это просто удаленное АРМ из ведомственной АИС, а порой сотрудникам МФЦ приходится чуть ли не пешком относить документы в ведомство…

Савва Шипов: Первое, что мы должны понимать, ни у кого из нас нет волшебной палочки, по взмаху которой возникает идеальная модель. Любые изменения требуют перенастройки процессов, согласования интересов, создания информационных систем, описания этого в нормативной базе и многого другого. Это происходит, когда есть, во-первых, воля и желание участников процесса. Во-вторых, ежедневные трудозатраты и силы, которые они прикладывают к тому, чтобы результат был достигнут. Проект МФЦ – это история того, как люди ломали определенные стереотипы, вертикальные ведомственные «колодцы», когда каждый сидит в своем домике и не видит, не хочет видеть, что происходит снаружи. Это история о том, как можно действительно что-то изменить, если просто вкладываться каждый день, заниматься монотонными задачами. Разрушение этих вертикальных «колодцев» – сложный процесс.

Если говорить об электронном взаимодействии МФЦ с ведомствами, оно в полной мере организовано с ФССП, Фондом социального страхования, Пенсионным фондом и Росимуществом. ФНС обеспечила возможность электронного взаимодействия по всем госуслугам кроме госрегистрации юрлиц и физлиц в качестве ИП. Электронное взаимодействие при предоставлении данной услуги может быть обеспечено, если будут внесены изменения в законодательство. Соответствующий законопроект был разработан и внесен в Госдуму в этом году, принят в первом чтении 23 июня. Интеграция с ФНС, надеемся, будет решена через принятие этого закона. По Росреестру в настоящее время организовано взаимодействие с использованием программного комплекса приема-выдачи документов (ПК ПВД). Этот комплекс пока не решает весь функционал, необходимый для электронного взаимодействия. Новые сервисы будут тестироваться в ближайшее время. Есть МФЦ, где эта пилотная модель взаимодействия реализована. Надеемся, что до конца года взаимодействие Росреестра будет обеспечено уже со всеми МФЦ.

Одним из наиболее значимых видов услуг являются услуги МВД. В рамках информационного взаимодействия МВД и МФЦ есть сложности. Из девяти услуг МВД электронное взаимодействие обеспечено по трем. Разработка и ввод в эксплуатацию сервисов по шести госуслугам, а это: выдача всех видов паспортов, регистрационный, миграционный учет, выдача водительского удостоверения – работа, запланированная на 2017–2018 годы. Здесь есть ряд вопросов, которые пока не решены. В частности, был перенесен на 2018 год срок по выдаче заграничных паспортов.

CNews: Это же анонсировали в феврале 2017 года?

Савва Шипов: Срок был перенесен на 2018 год из-за технических сложностей, связанных с применением систем биометрии. Что касается загранпаспортов старого образца и водительских удостоверений, то в большинстве МФЦ эта услуга оказывается. Пока не во всех, и есть ряд проблем, связанных с тем, что не все помещения МФЦ соответствуют требованиям, предъявляемым Министерством внутренних дел. В этом году мы провели большую работу по сокращению этих требований – их стало меньше, чем изначально предъявляло МВД. Сейчас

подготовлено постановление, фиксирующее полный перечень требований, которым МФЦ должны соответствовать. Кроме того, вносятся изменения в законодательство, чтобы устранить препятствия, которые не позволяют сотрудникам МФЦ выдавать загранпаспорта.

CNews: Не видите ли вы риска в том, что содержание мероприятий программы «Цифровая экономика» значительно глубже и сложнее, чем мы их сами себе представляем, и к назначенной дате будет выполнена лишь малая часть задач? Технические и правовые принципы межведа были понятны уже в 2011–2012 годах, однако мы до сих пор видим, что эта работа далека от завершения.

Савва Шипов: Все эти годы не прошли даром.На данный момент в порядке межведомственного взаимодействия предоставляется более 380 государственных и муниципальных услуг. Благодаря этому заявителям больше не требуется предоставлять в органы власти порядка 450 видов документов и сведений. Это серьезное достижение. Государство всегда меняется гораздо сложнее, чем бизнес, по определению это более консервативная структура. Цифровая экономика – это все-таки больше про бизнес и предпринимательство, где действуют другие законы. Если ты не меняешься, ты умираешь. Твои конкуренты не будут ждать, пока ты научишься использовать новые технологии. В бизнесе не надо перекидывать тяжелые мостики согласований, там нужно новое пространство для изменений. Поэтому, я надеюсь, все пойдет гораздо легче, по сравнению с тем, как выстраивались модели взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и МФЦ.

CNews: Сбербанк планирует исполнять функции МФЦ по отдельным услугам. Как вы относитесь к этой инициативе?

Савва Шипов: Инициатива не новая, в законодательстве уже давно есть понятие привлекаемой организации. Это позволяет передавать функции МФЦ не специально созданному государственному или муниципальному учреждению, а таким организациям, как например, банк. И такие примеры у нас уже есть. В ряде регионов привлечены такие организации, выполняющие функции МФЦ. Главный вопрос, чтобы организация, наделяемая такими функциями, полностью соответствовала требованиям, которые предъявляются к работе МФЦ. Если все эти требования будут выполняться Сбербанком или любым другим банком, почему нет?

CNews: Сбербанк с интересом относится к этой инициативе?

Савва Шипов: Многие с интересом относятся к этой инициативе.

CNews: В Свердловской области в Департамент информатизации передали функции регулирования деятельности МФЦ, ранее принадлежавшие Департаменту экономического развития. Насколько вы считаете правильными подобную передачу ответственности?

Савва Шипов: Я считаю, что модели должны быть гибкими. Чем жестче модели управления, тем медленнее мы реагируем на изменения, хуже работаем. Причин у такого решения может быть множество. Это могут быть субъективные факторы, связанные с конкретными людьми. А могут быть факторы, связанные с оптимизацией общих функций. В целом неважно, как называется конкретное подразделение органа власти. Поэтому говорить, плохо это или хорошо, невозможно. Любые действия, которые помогают быстрее решать задачи, правильны, надо иметь смелость их предпринимать. Без готовности меняться мы не обеспечим преобразование внешней среды.

Источник: CNews